11:01
+4 C°
Пробки:   3
$
63.9121
70.4759

Владислав Иноземцев: В России наблюдаются сугубо позитивные тренды

25 октября 2019 года
1768
Владислав Иноземцев: В России наблюдаются сугубо позитивные тренды

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, озвучил  mk.ru свое виденье развития экономики России.

С одной стороны, МВФ снижает прогноз по темпам роста на ближайшие годы, а Минэкономики пугает нас катастрофой на рынке кредитования частных лиц; с другой — федеральный бюджет демонстрирует рекордный профицит. При этом после долгого периода снижения реальных доходов населения Росстат заявил об их резком росте.

Россия сегодня готовится к возможному приходу извне новой волны проблем довольно традиционно: мобилизуя максимальное количество резервов. Государственная «подушка безопасности» быстро растет: по официальным данным, Фонд национального благосостояния с 1 января вырос почти вдвое (если быть точным, на 96,4%), и эти средства могут балансировать бюджет в течение пары лет, даже если цена на нефть провалится ниже минимальных для 2010-х годов $29 за баррель. Вполне естественно, что подобное богатство для многих является своего рода красной тряпкой, и желание потратить (извините — инвестировать) хотя бы часть этих денег сегодня отмечается все чаще.

Подходы сторонников и противников «освоения» ФНБ сегодня отражают, я бы сказал, традиционные стили поведения педантов и алармистов.

С одной стороны, имеется консолидированная позиция Правительства и Банка России. Первый вице-премьер и министр финансов Силуанов говорит о том, что вложения из средств ФНБ возможны только после достижения ликвидной частью Фонда уровня в 7% ВВП и при отсутствии риска последующего сокращения этой части ниже 7% ВВП (иначе говоря — риска серьезного глобального кризиса и уменьшения поступления валюты в страну). Первый зампред Банка России К.Юдаева добавляет, что подобные траты, если они будут проводиться в России, должны быть в значительной мере независимы от колебания нефтяных цен. Обе позиции выглядят обоснованными — прежде всего потому, что сейчас экономика плохо «переваривает» даже текущие бюджетные инвестиции: в этом году расходы федерального бюджета администрируются медленнее всего за одиннадцать лет, а многие национальные проекты не выбирают выделенные на них средства. При этом российские частные и государственные компании выплачивают рекордные дивиденды, все чаще направляя на них весь свободный денежный поток, — это означает, что проблема состоит не в отсутствии денег, а в недостатке перспективных проектов или в опасениях бизнеса относительно возвратности вложений. В таких условиях сложно поверить в то, что вброс в экономику «сверхнакопленных» нефтедолларов способен серьезно изменить ситуацию.

С другой стороны, руководители госкомпаний и многочисленные эксперты, выступающие за дальнейшее повышение роли государства в экономике и чуть ли не за возврат к советской системе планового хозяйства, предсказуемо высказываются в пользу ускоренного использования накопленных капиталов. Примечательно, что к ним недавно de facto присоединился и наиболее известный системный либерал А.Кудрин, который, комментируя новый макропрогноз правительства до 2024 г., предполагающий повышение темпов роста ВВП в 2021 г. до 3,0%, указал на его нереалистичность и призвал как можно быстрее изыскать дополнительные инвестиционные ресурсы, и вложить часть накопленных в ФНБ сумм в российские ценные бумаги не дожидаясь достижения заветного рубежа в 7% ВВП. Правда, следует заметить, что аргументация главы Счетной палаты выглядит несколько странно: он, в частности, говорит о «сокращении ненефтегазового дефицита [бюджета] за последние три года практически втрое — до 6,1% [ВВП]» и настаивает на том, что дальнейшее сжатие бюджетных расходов опасно. Между тем арифметика такого расчета ставит в тупик: если его автор прав, то три года назад — в 2015–2016 гг. — ненефтегазовый дефицит должен был составлять не менее 18% ВВП, что превышало бы все расходы федерального бюджета тех лет. Поэтому к аргументу о серьезном сжатии госрасходов в последние годы я относился бы с не меньшей осторожностью, чем к тезису о линейной зависимости объемов инвестиций и темпов роста (в 2000–2007 гг. они не превышали 17% ВВП против нынешних 20–21%, но экономика прирастала на 7–9% в год).

На мой взгляд, в текущей ситуации основное внимание должно быть сосредоточено не на обеспечении роста госинвестиций, а на совершенствовании инвестиционного климата, позволяющего привлекать частные средства (тот же А.Силуанов справедливо подчеркивает, что любые разговоры о тратах ФНБ могут начинаться в случае, если частные инвесторы вложат несколько рублей собственных средств в расчете на каждый выделенный из капитала фонда рубль, а сами инвестиции будут характеризоваться значительным кумулятивным эффектом для экономики в целом). Успех в данном случае, как мне кажется, зависит от двух факторов.

Первым представляется макроэкономическая стабильность — и тут большая часть проблем выглядит решенной. Осуществлен переход к плавающему валютному курсу и режиму инфляционного таргетирования; увеличилась устойчивость экономики к скачущим ценам на нефть (осенью прошлого года они падали почти на 40%) и новым санкциям. Реализуется «налоговый маневр», а цена нефти, позволяющая сбалансировать бюджет, опустилась со 120 долл./бар. в 2013 г. до текущих 40 долл./бар. За последние два года удалось переломить ситуацию с динамикой производительности труда (по предварительным итогам прошлого года ее повышение по экономике в целом составило более 2%).

Вторым является работа по улучшению инвестиционного климата, как бы банально это ни звучало. Над этим сегодня трудится весь экономический блок правительства: подготовлены законопроекты о новом механизме специнвестконтрактов и о защите и поощрении капиталовложений; ведется предметный диалог с РСПП для выработки решений по отдельным инвестиционным проектам; прикладываются значительные усилия для популяризации предпринимательства (цель тут — создать в малом и среднем бизнесе 6 млн новых рабочих мест и в 1,5 раза увеличить его вклад в ВВП); разрабатываются механизмы поощрения инноваций; особое внимание уделяется объективному и беспристрастному судопроизводству. В правительстве исходят из того, что Россия попала в хорошо известную многим странам «ловушку среднего дохода», выход из которой может быть осуществлен лишь на пути расширения «гарантий безопасности» предпринимательской деятельности и строительства инновационной экономики.

С финансовой и бюджетной точек зрения в России наблюдаются сугубо позитивные тренды. Доходы бюджета устойчиво растут при том, что расходы сократились в 2014–2018 гг. на 2,6% ВВП, что не подтверждает широко распространенного тезиса о бездумном разбазаривании средств. Поэтому сегодня необходимо сосредоточить основное внимание на диалоге власти и предпринимательского сообщества; создании условий для возвращения российских капиталов, ранее ушедших за рубеж, и привлечения иностранных инвестиций; наконец, на совершенствовании судебной системы и защите прав собственности. Все это, конечно, гораздо сложнее реализовать, нежели одним росчерком пера отписать крупным компаниям миллиарды рублей из ФНБ — однако только продуманная политика по изменению инвестиционного климата способна обеспечить стабильный хозяйственный рост, в то время как «точечные» проекты, как показывает практика, часто оборачиваются не доходами, а лишь дополнительными тратами на их поддержание и развитие на протяжении многих лет. Сегодня было бы самым правильным не трогать «подушку безопасности», которая должна сохраняться на случай необходимости экстренной поддержки платежеспособного спроса по образу и подобию того, как это было сделано в 2008–2009 гг. — хотя бы потому, что признаки приближения нового циклического кризиса становятся все более очевидными.

 

Раздел: Политика

Новости по теме

Смотреть все
Силуанов пообещал отменить избыточные требования к инвесторам
9 ноября 2019
878
Глава Министерства финансов стал участником Всероссийского форума «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее». В своем выступлении Антон Силуанов пообещал отменить избыточные требо
В России налог на малый бизнес хотят поднять на 4,9%
8 октября 2019
1813
В России налог на малый бизнес со следующего года хотят поднять на 4,9%. Поправки в Налоговый кодекс подготовило Минэкономразвития. Согласно тексту документа, размещенного на портале нормативно-право
Силуанов спрогнозировал рост экономики России
16 сентября 2019
1849
Правительство России реализует план по повышению ВВП. Глава Минфина Антон Силуанов верит в успех проводимой работы и прогнозирует рост экономики. «Многие люди задаются вопросом, почему в стране
Прямое общение Антона Силуанова с бизнесом приносит свои плоды
10 сентября 2019
4891
СМИ все чаще запугивают плохими экономическими новостями. На этом фоне властям трудно транслировать позитивные для бизнеса сигналы, пишет dp.ru. Так недавно очередная порция подобных мер была озвучен

Последние новости

Смотреть все
Кудрин назвал затраты России на борьбу с бедностью
13 ноября 2019
233
России для борьбы с бедностью, а точнее для сокращения показателя на 40%, нужно увеличить затраты на 200 млрд рублей в год. Сведения предоставил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Правительство Рос
Чешский хаб даст возможность ульяновским поставщикам продвигать свои товары
13 ноября 2019
184
Для урегулирования проблемных вопросов тех ульяновских предприятий, которые испытывают определённые проблемы с выходом на внешние рынки, создан специальный экспортный хаб в Чехии. Заявление об этом сд
Фракция «Единой России» в ГД РФ предложила увеличить прожиточный минимум пенсионеров
12 ноября 2019
339
Увеличить размер прожиточного минимума для пенсионеров предложено фракцией «Единой России» в Государственной думе Российской Федерации, для того чтобы можно было рассчитать доплаты до его
Ульяновские власти планируют до конца 2019 года сократить бюджетный дефицит в 20 раз
11 ноября 2019
427
Власти ульяновского региона реализуют мероприятия, направленные на достижение сбалансированности областной казны. Предполагается, что до конца нынешнего года показатель дефицита бюджета достигнет план
Комитет Госдумы одобрил поправки о росте доходов ПФР в 2019 году
11 ноября 2019
464
Поправки касательно роста доходов ПФР в текущем году, предусматривающие увеличение их общего объёма на 79,8 миллиарда рублей, одобрены комитетом Госдумы по бюджету и налогам. Документ рассмотрят на за
Следуйте за нами